Строительные конструкции: распространенные причины аварий и признаки аварийного состояния
Строительные конструкции: распространенные причины аварий и признаки аварийного состояния Аварии строительных конструкций – опасные явления, сопряженные с их частичным или полным обрушением, способные привести к значительным материальным потерям, человеческим жертвам. Как правило, причинами аварий становятся грубые нарушения эксплуатационных правил, либо ошибки, допущенные на стадиях проектирования и строительства.Обеспечение безопасности эксплуатации возможно за счет строгого соблюдения норм при проектировании и строительстве, а также регулярного проведения проверок, направленных на поиск признаков, указывающих на высокую вероятность скорого обрушения.Аварии строительных конструкций: основное понятиеВ официальной литературе и документации, аварии строительных конструкций определяются как разрушения элементов здания, из-за которых его дальнейшая эксплуатация становится невозможной, происходит полное или частичное обрушение, либо значительно увеличивается риск подобных обрушений.С точки зрения выраженности, классифицировать аварийные ситуации можно по двум основным категориям:Частичные. Они выражаются в частичном повреждении конструкции, что негативно сказывается на ее стабильности, ограничивает функционал. Восстановление допустимо, основные работы проводятся именно в отношении поврежденного элемента, однако, параллельно проводятся проверки смежных деталей, направленные на установление их целостности.Полные. Серьезные, выраженные повреждения, при которых проведение ремонта невозможно или нецелесообразно, нужно восстанавливать объект целиком.Двумя категориями аварии представлены и по регулярности:Редкие. Они спровоцированы факторами, предсказание которых неопределенно или затруднено. В качестве примеров можно рассматривать природные или техногенные катастрофы, ураганы, пожары.Повторяемые. Эти факторы воздействуют на здание постоянно, что и приводит к возникновению и развитию аварии. Большинство таких факторов предсказуемы. Наглядный пример – постоянные подвижки грунтов, из-за которых многократно увеличивается нагрузка на фундамент, стены и другие конструкции, проектного запаса прочности оказывается недостаточно, они начинают разрушаться.Основные причины аварийСтатистические данные показывают, что чаще всего аварии строительных конструкций связаны со следующими причинами:Ошибки, допущенные на стадии составления проекта. К этой категории относятся неверные расчеты несущей способности всего объекта или его отдельных конструктивных элементов, неправильная планировка, сказавшаяся на безопасности, неграмотный подбор фундаментного основания, из-за чего оно не соответствует характеристикам грунта, не может обеспечить защиты от его чрезмерной подвижности. Чтобы исключить риск негативного развития событий, при разработке проекта нужно провести полный комплекс геологических изысканий, точно оценить основные характеристики участка, грунта, строго соблюдать требования и правила, закрепленные в основных нормативно-технических документах.Ошибки, допущенные на стадии строительства. Сооружение здания также должно находиться под максимально строгим контролем. Недопустимо изменение типа строительных материалов, закрепленного в проекте, использование материалов заведомо низкого качества в целях экономии, перенос базовых несущих элементов.Эксплуатационные нарушения. Эксплуатация любого объекта должна вестись в соответствии с определенными требованиями, под которые оно спроектировано и построено. Если данные требования не соблюдаются, несущие конструкции подвергаются слишком большим нагрузкам, из-за чего активно разрушаются.Отсутствие четкого регламента технического обслуживания здания, проведения профилактических осмотров. Перед вводом объекта в эксплуатацию обязательно должны быть разработаны соответствующие документы, назначены лица, несущие ответственность за выполнение всех требований. При отсутствии таких документов многократно увеличивается риск нарушений, случайных и намеренных, угрожающих серьезными авариями.Игнорирование плана работ, составленного экспертами, проводившими техническое обслуживание и осмотр. Все работы, необходимость в которых установлена во время профилактического осмотра, должны быть выполнены на 100%, вне зависимости от характера и специфики. Обязательно должны быть проведены как капитальные работы, сопряженные с армированием, усилением или обновлением несущих элементов, так и менее серьезные, направленные на устранение дефектов небольшой выраженности, способных прогрессировать и провоцировать тяжелые аварии.Ошибки, допущенные в процессе ремонта, реконструкции, модернизации здания. Как и основное строительство, все перечисленные операции должны вестись в строгом соответствии с основными нормативно-техническими документами, при полном соблюдении ранее разработанного и утвержденного плана.Аварийные состояния: явные и косвенные признакиДля определения степени угрозы аварии нужно провести комплексный осмотр объекта, уделив внимание всем его конструктивным элементам, в первую очередь:Фундамент. Расслоения материала, формирование внутренних пустот, которое можно обнаружить простукиванием, появление выраженных трещин – все это говорит о том, что фундамент нуждается в армировании, его текущая несущая способность недостаточна. Игнорирование проблемы приведет к повреждениям других элементов здания, например, к образованию трещин в несущих, внутренних стенах, плитах перекрытия.Железобетонные элементы. Опасными признаками являются следы коррозии на металлических армирующих элементах, трещины, расположенные продольно и поперечно, заметные деформации, отклонения ЖБ-балок и опор от изначальной позиции.Стальные элементы. Как и в предыдущем случае, выводы об их недостаточной прочности и несущей способности можно сделать по наличию трещин в теле элементов, либо на стыках, в области швов, присутствию выраженной коррозии.Панели. На панельных зданиях, состояние которых близко к аварийному, могут фиксироваться дефекты как самих панелей, так и швов, из-за чего отдельные элементы сдвигаются относительно друг друга, нагрузка распределяется неравномерно, увеличивается риск обрушения.Реальные примерыРазобрать фактические причины аварий строительных конструкций, в числе которых и достаточно необычные, можно по нескольким примерам:ОАО “Пигмент”, Тамбовская область. Причиной разрушения плиты перекрытия стало недостаточно жесткое крепление к ней мешалки. Постоянные вибрации, биения, вызванные подвижностью механизмов, привели к выраженному разрушению перекрытия.Надземный пешеходный переход федеральной трассы Владивосток-Хабаровск. Внешнее воздействие, спровоцировавшее обрушение, было допущено водителем грузовика, не рассчитавшим габариты транспорта, что привело к столкновению.Водонапорная башня, Рязанская область, поселок Дивово. Причиной обрушения было названо продолжительное отсутствие капитального ремонта. Осмотры показывали наличие серьезных дефектов, вплоть до протечек, однако, им не уделялось должное внимание. Результат – критическая потеря несущей способности и авария, из-за которой сотни человек остались без воды.Чтобы не столкнуться с подобными явлениями на собственном опыте, нужно регулярно проводить проверки и осмотры строительных конструкций, в процессе которых не просто фиксировать дефекты, но и разрабатывать планы мероприятий по их устранению с безотлагательным выполнением таковых.

Строительные конструкции: распространенные причины аварий и признаки аварийного состояния

Аварии строительных конструкций – опасные явления, сопряженные с их частичным или полным обрушением, способные привести к значительным материальным потерям, человеческим жертвам. Как правило, причинами аварий становятся грубые нарушения эксплуатационных правил, либо ошибки, допущенные на стадиях проектирования и строительства.

Обеспечение безопасности эксплуатации возможно за счет строгого соблюдения норм при проектировании и строительстве, а также регулярного проведения проверок, направленных на поиск признаков, указывающих на высокую вероятность скорого обрушения.

Строительные конструкции: распространенные причины аварий и признаки аварийного состояния

Аварии строительных конструкций: основное понятие

В официальной литературе и документации, аварии строительных конструкций определяются как разрушения элементов здания, из-за которых его дальнейшая эксплуатация становится невозможной, происходит полное или частичное обрушение, либо значительно увеличивается риск подобных обрушений.

С точки зрения выраженности, классифицировать аварийные ситуации можно по двум основным категориям:

  • Частичные. Они выражаются в частичном повреждении конструкции, что негативно сказывается на ее стабильности, ограничивает функционал. Восстановление допустимо, основные работы проводятся именно в отношении поврежденного элемента, однако, параллельно проводятся проверки смежных деталей, направленные на установление их целостности.
  • Полные. Серьезные, выраженные повреждения, при которых проведение ремонта невозможно или нецелесообразно, нужно восстанавливать объект целиком.

Двумя категориями аварии представлены и по регулярности:

  1. Редкие. Они спровоцированы факторами, предсказание которых неопределенно или затруднено. В качестве примеров можно рассматривать природные или техногенные катастрофы, ураганы, пожары.
  2. Повторяемые. Эти факторы воздействуют на здание постоянно, что и приводит к возникновению и развитию аварии. Большинство таких факторов предсказуемы. Наглядный пример – постоянные подвижки грунтов, из-за которых многократно увеличивается нагрузка на фундамент, стены и другие конструкции, проектного запаса прочности оказывается недостаточно, они начинают разрушаться.

Основные причины аварий

Статистические данные показывают, что чаще всего аварии строительных конструкций связаны со следующими причинами:

  1. Ошибки, допущенные на стадии составления проекта. К этой категории относятся неверные расчеты несущей способности всего объекта или его отдельных конструктивных элементов, неправильная планировка, сказавшаяся на безопасности, неграмотный подбор фундаментного основания, из-за чего оно не соответствует характеристикам грунта, не может обеспечить защиты от его чрезмерной подвижности. Чтобы исключить риск негативного развития событий, при разработке проекта нужно провести полный комплекс геологических изысканий, точно оценить основные характеристики участка, грунта, строго соблюдать требования и правила, закрепленные в основных нормативно-технических документах.
  2. Ошибки, допущенные на стадии строительства. Сооружение здания также должно находиться под максимально строгим контролем. Недопустимо изменение типа строительных материалов, закрепленного в проекте, использование материалов заведомо низкого качества в целях экономии, перенос базовых несущих элементов.
  3. Эксплуатационные нарушения. Эксплуатация любого объекта должна вестись в соответствии с определенными требованиями, под которые оно спроектировано и построено. Если данные требования не соблюдаются, несущие конструкции подвергаются слишком большим нагрузкам, из-за чего активно разрушаются.
  4. Отсутствие четкого регламента технического обслуживания здания, проведения профилактических осмотров. Перед вводом объекта в эксплуатацию обязательно должны быть разработаны соответствующие документы, назначены лица, несущие ответственность за выполнение всех требований. При отсутствии таких документов многократно увеличивается риск нарушений, случайных и намеренных, угрожающих серьезными авариями.
  5. Игнорирование плана работ, составленного экспертами, проводившими техническое обслуживание и осмотр. Все работы, необходимость в которых установлена во время профилактического осмотра, должны быть выполнены на 100%, вне зависимости от характера и специфики. Обязательно должны быть проведены как капитальные работы, сопряженные с армированием, усилением или обновлением несущих элементов, так и менее серьезные, направленные на устранение дефектов небольшой выраженности, способных прогрессировать и провоцировать тяжелые аварии.
  6. Ошибки, допущенные в процессе ремонта, реконструкции, модернизации здания. Как и основное строительство, все перечисленные операции должны вестись в строгом соответствии с основными нормативно-техническими документами, при полном соблюдении ранее разработанного и утвержденного плана.

Строительные конструкции: распространенные причины аварий и признаки аварийного состояния

Аварийные состояния: явные и косвенные признаки

Для определения степени угрозы аварии нужно провести комплексный осмотр объекта, уделив внимание всем его конструктивным элементам, в первую очередь:

  • Фундамент. Расслоения материала, формирование внутренних пустот, которое можно обнаружить простукиванием, появление выраженных трещин – все это говорит о том, что фундамент нуждается в армировании, его текущая несущая способность недостаточна. Игнорирование проблемы приведет к повреждениям других элементов здания, например, к образованию трещин в несущих, внутренних стенах, плитах перекрытия.
  • Железобетонные элементы. Опасными признаками являются следы коррозии на металлических армирующих элементах, трещины, расположенные продольно и поперечно, заметные деформации, отклонения ЖБ-балок и опор от изначальной позиции.
  • Стальные элементы. Как и в предыдущем случае, выводы об их недостаточной прочности и несущей способности можно сделать по наличию трещин в теле элементов, либо на стыках, в области швов, присутствию выраженной коррозии.
  • Панели. На панельных зданиях, состояние которых близко к аварийному, могут фиксироваться дефекты как самих панелей, так и швов, из-за чего отдельные элементы сдвигаются относительно друг друга, нагрузка распределяется неравномерно, увеличивается риск обрушения.

Реальные примеры

Разобрать фактические причины аварий строительных конструкций, в числе которых и достаточно необычные, можно по нескольким примерам:

  1. ОАО “Пигмент”, Тамбовская область. Причиной разрушения плиты перекрытия стало недостаточно жесткое крепление к ней мешалки. Постоянные вибрации, биения, вызванные подвижностью механизмов, привели к выраженному разрушению перекрытия.
  2. Надземный пешеходный переход федеральной трассы Владивосток-Хабаровск. Внешнее воздействие, спровоцировавшее обрушение, было допущено водителем грузовика, не рассчитавшим габариты транспорта, что привело к столкновению.
  3. Водонапорная башня, Рязанская область, поселок Дивово. Причиной обрушения было названо продолжительное отсутствие капитального ремонта. Осмотры показывали наличие серьезных дефектов, вплоть до протечек, однако, им не уделялось должное внимание. Результат – критическая потеря несущей способности и авария, из-за которой сотни человек остались без воды.

Чтобы не столкнуться с подобными явлениями на собственном опыте, нужно регулярно проводить проверки и осмотры строительных конструкций, в процессе которых не просто фиксировать дефекты, но и разрабатывать планы мероприятий по их устранению с безотлагательным выполнением таковых.

Новомытищинский пр-кт, д. 39, Помещение 18К, ОФИС 132Б