

г. Мытищи, Новомытищинский пр-кт, д. 39, Помещение 18К, ОФИС 132Б
Главная страница » Статьи » Усиление мостов с использованием композитных материалов
Мосты и путепроводы – важнейшие элементы транспортной инфраструктуры, обеспечивающие регулярное сухопутное сообщение между населенными пунктами, промышленными предприятиями, позволяющие преодолевать водоемы, неровности рельефа и другие преграды.
Большинство мостов в России, как и в других странах СНГ, спроектированы и построены десятилетия назад. Их пропускная способность и грузоподъемность не соответствуют актуальной нагрузке, актуальна проблема естественного старения, износа железобетона, коррозии арматуры. Чтобы исключить обрушение, привести инженерное сооружение в соответствие с актуальными стандартами, используются различные методы армирования. Один из наиболее технологичных – усиление композитами. Каковы его преимущества? В чем оно превосходит классические способы?
Мосты подвержены постоянным динамическим нагрузкам, вибрациям, создаваемым проездом железнодорожного, автомобильного транспорта. Все они учтены еще на этапе проектирования, однако, эксплуатация в течение десятилетий приводит к разрушению материала. Помимо механических, актуальны и следующие воздействия:
Первичные признаки износа, небольшие трещины, шелушения, раковины не выглядят угрожающе, однако, при их появлении нужно действовать оперативно – повреждения усугубляются очень быстрыми темпами.
Усиление мостов необходимо не только для поддержания надлежащего состояния транспортной инфраструктуры, ее совершенствования и развития, обеспечения пропускной способности автодорог и железнодорожных линий, возможности проезда большегрузной техники. Оно решает и целый комплекс других задач:
Стоимость армирования гораздо ниже, в сравнении со сносом старого моста и возведением – нового, при этом оно оказывается столь же эффективным. Современные методы укрепления, к которым относится и использованием композитного волокна, могут быть реализованы без приостановки движения, достаточно закрытия отдельных полос, небольшого ограничения пропускной способности, ввода реверсивного движения. Это крайне важный момент для обеспечения комфорта водителей, исключения необходимости в корректировке маршрутной сети.
До появления углеродного волокна восстановление мостовых сооружений велось, в первую очередь, следующими способами:
Такие способы, в целом, эффективны, однако, характеризуются множеством недостатков. Они приводят к утяжелению конструкции, увеличивают нагрузку на основание, трудоемки, зачастую невозможны без частичного разбора, специализированной техники. Армирующие металлические элементы, при всей их прочности, уязвимы для коррозии, что особенно опасно для мостов, проложенных через водные преграды. Эта особенность усложняет обслуживание, защита от ржавчины требует регулярной обработки, грунтования, окрашивания.
Появление композитных материалов стало настоящей революцией во многих хозяйственных отраслях, в том числе – строительстве, реставрации, модернизации различных объектов. Композиты представлены тремя основными группами:
С точки зрения форм-фактора, композиты делят на следующие категории:
Преимущества использования композитных материалов при усилении мостов таковы:
Мосты состоят из опор и пролетов, методики их армирования несколько различаются. Опоры испытывают нагрузку на сжатие, оптимальная схема размещения лент и холстов – по горизонтали, в обхват колонны, при соблюдении одинакового интервала. Особое внимание уделяется оголовку опоры, где концентрируется максимальное усилие. Важный момент – направление нити волокна, оно должно соответствовать вектору деформирующей нагрузки.
Пролеты подвергаются нескольким нагрузкам, имеющем вертикальное направление, сжатию, растяжению, смятию в областях контакта с опорами. Оклеивать углеволокном нужно все элементы, формирующие пролет, ригели, ребра жесткости, несущие плиты.
Конечно, все работы по усилению должны выполняться в соответствии с предварительно разработанным проектом, учитывающим характер нагрузок, степень их выраженности, необходимые прочностные показатели и прочие базовые моменты.